ПОЧЕМУ?
Роспотребнадзор – орган исполнительной власти, который был образован в 2004 году в результате слияния Санитарно-эпидемиологической службы и Государственной инспекции по торговле. Таким образом, Роспотребнадзору была передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации. Вполне очевидно, что с таким огромным объемом работ Федеральная служба не справляется, что и показывает практика и статистика. А в связи с расширением деятельности Роспотребнадзора защита прав потребителей, к сожалению, перестала быть приоритетным направлением деятельности. Основной штат сотрудников Роспотребнадзора – не юристы по защите прав потребителей и торговые инспекторы, а ВРАЧИ, осуществляющие санитарный надзор и занимающиеся профилактикой инфекционных заболеваний.
ПРИМЕР:
Наше общество защиты прав потребителей, юристом и председателем Московского отделения которого я являюсь, обратилось в Роспотребнадзор в интересах потребителя, ссылаясь на ненадлежащее качество приобретенного им товара, ненадлежащую информацию об этом товаре, а также на что, что указанный товар является контрафактным, что было подтверждено самим правообладателем. Жалоба была отписана в Отдел по коммунальной гигиене, вместо отдела по защите прав потребителей. Естественно, что отдел по коммунальной гигиене сделал отписку, по телефону признавшись, что они "как врачи, мало что в этом понимают". И это не единственный случай!
Обращение в Роспотребнадзор целесообразно в следующих случаях:
- желание потребителя «наказать» продавца (исполнителя) и инициировать проверку его деятельности;
- выявление безусловных нарушений прав потребителей, связанных в основном предоставлением ненадлежащей информации на товар, работу/услугу;
- обнаружение товаров с истекшим сроком годности в продаже;
- в случае отравления;
- включение в условия договора условий, ущемляющих права потребителей и иные подобные случаи.
ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАМ ВЕРНУЛИ ДЕНЬГИ.
Если же вы приобрели некачественный товар или вам оказана услуга (выполнена работа) ненадлежащего качества, и вы требуете возврата денег, обращение в Роспотребнадзор должно быть вторичной мерой после первоначального предъявления претензии непосредственно продавцу (исполнителю). Если вы обратитесь только в Роспотребнадзор, то с наибольшей вероятностью вы получите следующий ответ: «В связи с тем, что ваш спор носит имущественный характер, разъясняем ваше право, предусмотренное ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» на обращение в суд».
С чем это связано? Дело в том, что обязать вернуть потребителю деньги может только суд, у Роспотребнадзора такие полномочия отсутствуют. Полномочия Роспотребнадзора определены в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Какой реальный результат может быть от обращения в Роспотребнадзор?
- Федеральная служба выйдет к правонарушителю на внеплановую выездную проверку, в результате которого доводы, изложенные в жалобе, либо подтвердятся, либо нет. Если доводы подтверждаются, на нарушителя возлагается административное взыскание в виде незначительного штрафа.
- Федеральная служба направит правонарушителю Требование о предоставлении сведений, объяснений и иной информации и на основании представленных документов будет проводиться документарная проверка без выхода на место. Последствия документарной проверки аналогичны приведенным в первом пункте.
Срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
- Федеральная служба в устном, рекомендательном порядке укажет на целесообразность удовлетворения требований потребителя. Данные рекомендации не носят для правонарушителя обязательного характера, поэтому он может их проигнорировать.
КАК ПОДАТЬ ЖАЛОБУ В РОСПОТРЕБНАДЗОР
- Обращение в Электронную приемную Управления Роспотребнадзора по г. Москве.
- Письменное обращение с указанием фамилии, имени, отчества заявителя, его обратного адреса, наименовании правонарушителя и его адреса, описание сути вопроса. К жалобе/заявлению прилагаются копии документов, на которых заявитель обосновывает свои доводы.
Ответ на обращения не дается, если:
- в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- текст письменного обращения не поддается прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
ВНИМАНИЕ: Как обратиться с жалобой в Роспотребнадзор (изменения в законодательстве 01.01.2017)
Смотрите также:
ОБРАЗЕЦ ЖАЛОБЫ В РОСПОТРЕБНАДЗОР
КАК ВЫБРАТЬ ЮРИСТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ