Что делать если тур отменен и кто несет ответственность?
- Необходимо обратиться с письменной претензией с требованием о возврате денег как к турагенту, так и к туроператору. Почему к обоим, объясню ниже.
Предъявив претензию турагенту и туроператору, мы запускаем механизм так называемого добровольного удовлетворения. Если в течение 10 календарных дней денежные средства возвращены не будут, то турагенту/туроператору грозит неустойка за просрочку удовлетворения требования о возврате денег и штраф за отказ в удовлетворении в добровольном порядке требования потребителя. - После обращения с требованием к турагенту и туроператору вы вправе обратиться в страховую компанию с требованием о выплате страхового возмещения. Информация о страховой компании и о размере финансового обеспечения туроператора указывается в договоре о реализации туристского продукта.
Согласно ст. 17.4 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика при наступлении страхового случая. Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.
Страховщик обязан удовлетворить требование туриста о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии не позднее тридцати календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых и предусмотренных настоящей статьей документов.
Правилами выплаты туристу и (или) иному заказчику страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случаях заключения туроператором более одного договора страхования либо более одного договора о предоставлении банковской гарантии или заключения туроператором договора либо договоров страхования и договора либо договоров о предоставлении банковской гарантии и внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 167, установлен следующий механизм выплаты страхового возмещения страховой компанией.
• С момента предъявления первого требования Страховая начинает формировать реестр.
• В течение последующих 20 календарных дней обновляет данные реестра.
• Когда реестр сформирован. Приступают к выплаты стразовых возмещений с учетом коэффициента.
• Сумма, подлежащая вам к выплате будет рассчитываться следующим образом: сумма реального ущерба (стоимость турпродукта) умножается на результат деления размера финансового обеспечения на сумму заявленных требований.
Пример: стоимость турпродукта составила 104 700 рублей. Размер финансового обеспечения 50 000 000. Сумма всех заявленных туристами требований 1 018 292 745 рублей. 50 000 000 / 1018 292 745 = 0,0491017934. 104 700 х 0,0491017934 = 5 140 рублей. Итак, сумма страхового возмещения составит лишь 5 140 рублей.
Этих денег нам явно не хватает, чтобы покрыть наши расходы, поэтому, за вычетом полученной суммы страхового возмещения. - Обращаемся в суд.
Поскольку у нас отсутствуют все необходимые документы для того, чтобы «поставить диагноз» и определить надлежащего ответчика, просим суд взыскать стоимость тура с туроператора и турагента солидарно. Это означает, что суд в процессе, исследуя все поступившие документы, сам разберется, с кого надлежит взыскать эту сумму и, вынося решение, удовлетворит требование к кому-то из них, а в отношении другого откажет.
Между тем, судьи тоже иногда совершают ошибки, поэтому следует учитывать следующее.
По общему правилу ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта несет туроператор.
Однако, размер ответственности турагента ограничен суммой агентского вознаграждения, которая прописана в договоре между туроператором и турагентом. Поскольку этот договор у нас отсутствует, мы и просим суд взыскать сумму ущерба солидарно.
Бывают и иные случаи, когда договор заключен с турагентом, однако в нем отсутствует информация о туроператоре, да и сам договор содержит такие условия, из которых следует, что тур продает и формирует сам турагент. В таких случаях возможна ответственность именно турагента – поэтому всегда нужно внимательно читать договор.
Поскольку в данном процессе довольно много нюансов, я не рекомендую обращаться в суд самостоятельно – от этого зависит исход дела.
Как юрист по защите прав потребителей, я имею положительный опыт судебной практики по данным спорам. Если у Вас возникла похожая ситуация - обращайтесь ко мне!
Звоните по телефону +7 968 063 56 57!
Юрист по защите прав потребителей
Русинова Ксения.